Cамоосвобождающаяся игра

СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ - ПУСТОТА Печать

Все вышесказанное как масло намазывается в Алхимии Игры на хлеб т.н. идеи ПУСТОТЫ. И с ней давно следовало бы разобраться! То есть, речь здесь заходит о знаменитой «Мантии Поэтов» 186, о horrorvacui 187, или говоря словами Джона Фаулза, о «последней линии защиты» 188! ТОТАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ! А«…когда представление окончено, что остается?» 189

Итак, «…слушай Шарипутра. Все вещи - пусты. Они не имеют ни начала ни конца; они совершенны и несовершенны... пустота не имеет качеств, нерожденная, не встречающая преград... ничем не заполненная... и будучи таковой, не имеет формы, способности воспринимать, чувствовать, проявлять волю, сознавать...» 190 или возьмем европейский аналог, в лице Леонардо да Винчи: «Среди великих вещей, которые мы знаем, существование ничто занимает первое место… и сущность его обретается во времени между прошлым и будущим, и ничего не имеет от настоящего. В этом ничто часть равна целому, и целое – части, и делимое – неделимому. И дает оно при делении тот же результат, что при умножении, и при сложении – то же, что при вычитании» 191

И что все это означает?

Это означает, что, как только мы начинаем исследовать материальный мир, например, вот этот упавший с дерева лист, мы обнаруживаем, что он всего лишь соединение множества клеток; клетки - соединение молекул; молекулы - соединение атомов; атомы - соединение элементарных частиц; а последнее является проявлением ЕДИНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОЛЯ, постулированного гением Эйнштейна. Согласно же Бому 192, все это есть проявление «Скрытого порядка», или же «сети взаимодействия без какой бы то ни было твердой основы», постулированной Джеффри Чу 193. Одним словом, пустоте не свойственны ограничения квантовых частиц, она – неквантируема! 194 И по большому счету, куда бы мы ни посмотрели, мы нигде не найдем того неделимого и самосущного, которое можем себе вообразить. Все возникает из условий, подлинной природой которых является потенциал пространства. «Тридцать спиц сходятся к ступице, но лишь пустота посредине позволяет вращаться колесу» 195. Или чуть иначе: «Все  - пустота, а формы – сгущенная пустота» 196.

Эту красивую цитату есть смысл повторять и повторять без конца: ВСЕ – ПУСТОТА, А ФОРМА – СГУЩЕННАЯ ПУСТОТА! И снова и снова, словами другого, не менее великого текста: «Все рассматриваемые предметы должно видеть пустыми. За этим следует заблуждение. Хотя известно, что предметы пусты, они не уничтожаются, и человек исполняет свой долг посреди пустоты. Когда он не уничтожает формы, но и не оказывается пойманным ими, это как раз то, что надо» 197. Чуть иначе: «Спешите к предельной Пустоте, блюдите непоколебимую Тишину, пусть все 10 000 вещей двигаются и работают. Все они пусть расцветают, совершают оборот и идут домой, к корню, от которого они произошли. Это возвращение к корню называется Тишиной» 198. Так познается «…окончательный образ – ФОРМА ФОРМ, а все явления этого мира представляют собой его несовершенные, недолговечные искажения» 199. «Следует заметить, что пустота является великой женской тайной. Это нечто совершенно чуждое мужчине; бездна, неизведанные глубины…» 200 В этом абсолютная природа всего невыразимая никакими понятиями. И почему? Потому что «…в Пустоте, как она понимается в буддизме, нет ни времени, ни пространства, ни становления, ни «вещности»; она – то, что дает возможность всему происходить; она – ноль, вмещающий бесконечность возможностей; она – ничто, наполненное неисчерпаемым содержанием» 201 «Пусть каждый почитает ее как то, откуда он пришел, как то, с чем ему предстоит слиться, как то, чем он дышит» 202 И это откровение дарит нам ВЗРЫВ ВОСТОРГА! Прежде всего потому, что «...пустота - живая, и тот, кто осознает ее, чувствует жизнь, силу и любовь ко всему сущему» 203, «…это пространство не пусто и не безлико, но наполнено раскаленным нектаром самоотверженной любви, нежной радости и благодарности» 204

Итак, как только «…тело отринешь и уйдешь в вольный эфир, будешь уже не смертный, но бог бессмертный и присноживой» 205, только тогда «...в непосредственном созерцании беспредельной бездны, в несравненной чистоте абсолютной пустоты проявится вся зарождающаяся мощь, все безграничные возможности... Из этой бесконечной бездны ты восстанешь как победитель...» 206

ВНИМАНИЕ! ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ ИЗ ВСЕГО! ИСТОЧНИК АРТИСТИЧЕСКОЙ СИЛЫ НАХОДИТСЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ГЛАЗ! ИСТОЧНИК АРТИСТИЧЕСКОЙ СИЛЫ НАХОДИТСЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОЦЕССА СМОТРЕНИЯ! ТАМ, ГДЕ НЕТ ТОГО, КТО СМОТРИТ, И ТОГО, НА КОГО СМОТРЯТ, ОТДЕЛЕННЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА! ЕЩЕ РАЗ: «Пустота - это то же, что наслаждение. Наслаждение - то же, что пустота» 207. И именно в этой позиции кроется ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК АРТИСТИЧЕСКОЙ МОЩИ! 208

И почему?

Потому что: «Пустой ум - мастерская Бога» 209! «Когда все способности пусты, тогда только и может обрести истинный слух все наше существо» 210. Ибо «Нет ничего вне нас. Но мы забываем это при первом звуке» 211 Одним словом, выдержать «кровососущее лицедейство мира» ты сможешь, только проникнув в пустотную природу смотрящего, в источник артистической силы. В пустотную природу своего собственного зрителя, в ?-потенцию, в свою собственную смерть. Для этого нужно растворить инстинкт самосохранения, инстинкт смотрения, нужно отпустить руки и довериться Пучине Многоглазой, довериться воронке, которая засасывает тебя в себя, в глубину, только для того, чтобы вынести на более высокие уровни мастерства.
Итак, знай: «Я смотрю – значит существую!» И чтобы стать Мастером, необходимо ясно осознать отсутствие того, кто смотрит! Преодолеть себя-исследователя, себя-наблюдателя. И тогда объект исследования растворится на твоих глазах! Или, еще красивее, - ты растворишься в глазах смотрящего на тебя объекта! Одним словом – «Ты Бог, когда не ищешь объект» 212 Помни: «Где нет никакого глаза, не существует никакого желания и никакого сознания желания» 213. И именно там покоится ИСТОЧНИК АРТИСТИЧЕСКОГО МОГУЩЕСТВА! Именно там находит свое рождение МАСТЕРСТВО ИГРЫ! В этом пространстве нет, и не может быть ничего, все изначально благословлено, прощено и отпущено в свет, который един по обе стороны рампы. 214 Вывод: моё идеальное представление об игре на сцене, это creatio ex nihilo – творение из ничего; т.е. кристаллизация пустого в своей основе пространства Театра Реальности в Мандалу Образа, находящуюся в процессе творческого раскрытия своей Сокровенной Красоты. Иначе говоря, игра на сцене, да и в жизни - это невероятно сложная модель материализации мыслеформ, «...иллюзорно проявляющихся как объекты» 215.

Еще раз: Все это – пусто! «…некому и нечего ухватить. И в то же время это полнота, все цвета, все звуки и все формы. И то, что за пределами всего этого. Все в мире – лишь игра твоих Шакти» 216. Здесь пространство смотрит каждой точкой себя, из себя и на себя. Смотрит и одновременно является тем, на что смотрит. Так, глядя в себя, пространство играет с собой и собой, и одновременно наслаждается в этом процессе игры, самообновляется и самоосвобождается. Это и есть

NFINITATISACRUM – ИГРА, ПОСВЯЩАЮЩАЯ СЕБЯ ВЕЧНОСТИ! В свое время эта идея крайне увлекала маэстро Арто: «...все есть лишь пустота, и все в ней, через нее, посредством ее, отсутствие реальнее присутствия, ибо ему - длиться вечно» 217. Он утверждал также, что смысл культуры - в движении: «...от пустоты к форме и от формы к пустоте... быть культурным значит сжигать формы, сжигать формы, чтобы обрести жизнь» 218... Великий фон Гёте также ищет: «В твоем ничто я все найти надеюсь», и несомненно находит ее благословение: «Дух пустоты, надеюсь, схвачен мной» 219 Юнг же называл ее - Плеромой: «...в Плероме есть все и ничего. Нет смысла размышлять о Плероме, ибо это означало бы саморастворение. (...) Плерома есть начало и конец сотворенных. Она наполняет их, подобно тому как солнце повсюду наполняет воздух. (...) Даже в малейшей точке Плерома бесконечна, вечна и полна, ибо малое и большое суть качества, содержащиеся в ней. Это "ничто" полно и непрерывно везде» 220. Обращаясь также к мистическим традициям, можно провести аналогии с толтекским термином Нагваль 221, или с кабалистическим «Эн-Соф», что одновременно означает «нескончаемое изобилие» и «ничто», с китайским термином Дао, или с индийским Пуруша, что соединяет в себе все крайности и противоположности. Одним словом: «Великая пустота похожа на полноту, но ее действие неисчерпаемо» 222.

И последнее: «…за пределами неиссякаемого потока энергии жизни есть вечная реальность – пустота-полнота. За всеми превращениями сокрыто тихое блаженство. Улыбка Будды» 223. И «Тот, кто достиг этого осознания, будет чувствовать мир как сцену и будет играть свою роль наилучшим образом» 224 Так, «...Я СОВЕРШЕНЕН В НЕБЫТИИ СВОЕМ!» 225 ВЫВОД: «…Сознание, Пустота, Свет и Энергия суть одно» 226 - Пучина Многоглазая! Вибрация буквы ?! Ньтоновский Sensorium Dei!
И, наконец, самое главное: пустота - это глубокое, истинное и всепроникающее СОЧУВСТВИЕ К МИРУ РОЛЕЙ! К МИРУ ЛЮДЕЙ!В этом своем сочувствии «Ум пуст и без-умен» 227! Уподобься этому «…чистому пребыванию Реальностью. Как форма – ты растаешь как мираж, и в этом красота и свобода. Как суть – ты и есть реальность. Вспомни!» 228



186 Той знаменитой мантии, в которую, по словам Рудольфа Штейнера, кутались Гомер, Гете и Шекспир.

187 Horror vacui (лат.) – ужас пустоты.

188 Джон Фаулз «Аристос» (гл. Важность искусства): «Пределом реальности, с нашей, сугубо относительной человеческой точки зрения, являются хаос и анархия; и поэты – наша последняя линия защиты. Полагая, что поэзия занимает последнее по важности место в ряду наших искусств, мы уподобляемся генералам, распускающим самые боеспособные свои войска. Лелейте поэтов; нам казалось, что в мире еще много гигантских гагар - пока с лица земли не исчезла последняя». Джон Фаулз (род. в 1926) - один из самых интересных английских писателей современности. Автор таких романов как: "Коллекционер" (1963), “Маг” (“Magus”, в русском переводе “Волхв” 1965), "Женщина французского лейтенанта" (1969). Книга "Аристос" (1964) представляет собой внутренний автопортрет, являющий читателю философскую и эстетическую концепцию Фаулза, его понимание места и роли художника в современном мире. Ведущим постулатом Фаулза, является убеждение, что достичь свободы можно при условии раскрепощения сознания. Вершинами эстетических достижений человеческой мысли Фаулз считает "Одиссею" Гомера и "Бурю" Шекспира. Писатель ориентируется на гуманистические образцы классической литературы, но при этом легко обращается с традиционными текстами, зачастую использует в качестве основы миф, помогающий воссоздать внутреннее "я", обладающее глубинной, генетической памятью. Именно поэтому ведущими у Фаулза являются мифологемы острова, робинзонады, странствия. Миф в произведениях Фаулза интертекстуален, то есть он базируется на предшествующих текстах, зачастую интерпретируя их совершенно иначе. Очень часто Фаулз в качестве авторской позиции избирает намеренное отстранение от оценки события, предоставляя читателю возможность самому сделать вывод. Свет и тьма, многоликость личности, сочетание высокого и низкого в душе – это те инстанции, акцентируя которые, Фаулз открывает читателю красоту и многомерность жизни.

189 Питер Брук «Пустое пространство. Секретов нет», гл. "Театр как таковой". (М. Издат. «Артист. Режиссер. Театр». 2003.)

190 Будда Шакьямуни. Алмазная сутра (Праджня-парамита. Цит. из кн.: У.Й. Эванс-Вентс «Тибетская йога и тайные учения». Издательский дом «Агни». Самара. 1998).

191 Цитата из книги Майкла Дж. Гелба «Расшифрованный Код да Винчи» (ООО «Пуперри»., 2005)

192 Согласно Дэвиду Бому, пространство, время и объекты возникают из Основного Порядка, в котором нет измерений, объектов; возникновение это происходит благодаря познавательным функциям живых существ, являющихся составной частью Основного Порядка.

193 Согласно Джеффри Чу, не существует ни кварков (или каких-либо других «основополагающих кирпичиков» мироздания), ни непрерывного пространства-времени на том уровне измерений, где постулируются кварки. Объекты и непрерывное пространство-время возникают благодаря «постоянству целого».

194 Некорректная цитата из: Петров В.А., Воеводин Д.Н. «Танец Шивы или Космический беспредел. Введение в космоэнергетику» (М. Издат. «Солвент» & «Локид-Пресс»., 2003)

195 Лао-цзы. «Дао дэ цзин» (Древнекитайская философия. Т.1. Издат. «Мысль». М. 1972).

196 Альберт Эйнштейн. Источник цитаты утерян. Выписка из моих дневников.

197 «Секрет Золотого Цветка» (Цитата из «Энциклопедии Йоги». Спб. Издат. «Note Book». 2001). 

198 Тао Те Кинг. (Цит. из книги: Джилл Пёрс «Мистическая спираль. Путеводитель по космическому сознанию». М. Культурно-производственный центр «Марта». 1992.)

199 Джозеф Кэмпбелл «Мифический образ» (М. Издат. «Act». 2002).

200 К.Г.Юнг. Источник цитаты утерян. Выписка из моих записных книжек.

201 Д.Т.Судзуки. Цитата из книги Томаса Дж. МакФарлэйна «Эйнштейн и Будда: параллельные высказывания» (Отрывки опубликованы в журнале «Буддизм.ru» №6., 2003)

202 Чхандогья Упанишада (Источник цитаты утерян. Выписка из моих дневников)

203 Брюс Ли «Путь опережающего кулака» (М. ООО «Школа боевых искусств». 1996).

204 Прайнапарамата-Хридаям-Сутра Гаутамы Будды.

205 Аполлоний Тианский «Золотые вирши» (Цит. из "Энциклопедии тайных знаний". М. Издат. «Тетраэдр». 1998).

206 R. Grousset «In the Footsteps of the Buddha» (London. 1932).

207 Чхандогья Упанишада (Источник цитаты утерян. Выписка из моих дневников).

208 Говоря словами швейцарского художника и графика Пауля Клее (1879-1940): «Призвание художника заключается в возможно более глубоком проникновении к тем скрытым основам, где действуют первичные законы роста. Какой художник не хотел бы очутится в главном органе, управляющем всем движением во времени и пространстве (будь то мозг или сердце мироздания), в котором зарождаются все функции? В лоне природы, в первооснове мироздания, где хранятся тайные ключи всех начал?» И если в мире, по мнению самого художника, еще не существует чего-то подобного, то он обязан сотворить это. Одним из самых известных афоризмов Клее считается следующий: «Искусство не изображает видимое, но делает его видимым.»

209 Ошо «Творчество». (Спб. Издат. «Весь». 2002).

210 Чжуан-цзы. (Древнекитайская философия. Т.1. Издат. «Мысль». М. 1972.)

211 Фридрих Ницше. Источник цитаты утерян. Выписка из моих записных книжек.

212 Шри Парамахамса Йогананда «Победитель жизни» (М. Издат. «София». 2003).

213 У.Й. Эванс-Венц «Путь трансцендентальной мудрости. Йога пустоты» (М. Издат. «Шамбала». 1996).

214 Следуя китайской традиции, две стороны рампы - это жизнь и смерть.

215 У.Й. Эванс-Венц «Тибетская йога и тайные учения». (Издательский дом «Агни». Самара. 1998).

216 Бхайравананда «Трикасамарасья Каула» (Минск. Издатель В.П. Ильин. 2003).

217 Цитата из книги А. Хаймена «Арто и вслед ему» (Пер. с англ. А. Нестерова. Internet).

218 Антонен Арто «Театр и Боги» (М. «Мартис». 1993).

219 Йоган Вольфганг фон Гете «Фауст» (Спб. Издательство «Азбука» 1998)

220 Карл Гюстав Юнг "Семь проповедей мертвецам, написанные Василидом в Александрии, городе, где Восток встречается с Западом" (М. Издат. «Практика». 1996).

221 Или – нагуаль.

222 Лао-цзы. Древнекитайская философия. т. 1 (М. Издат. «Мысль». 1972).

223 «Психоделический опыт». Руководство на основе «Тибетской книги мертвых» (Тимоти Лири, Ральф Метцнер, Ричард Олперт. Издат. "Инициатива". "Ника-центр". "Вист-С". Львов - Киев. 1998).

224 Шри Парамаханса Йогананда. Источник цитаты утерян. Выписка из моиз записных книжек.

225 Алистер Кроули «Книга Закона» (Москва. Издат. «Остожье». 1998).

226 Согласно индуизму, поэтически и метафорически эта изначальная и бесконечная Реальность описывается как Читти – Великое Сознание; Махашунья – Великая Пустота; Пракаша – Великий Свет и Парашакти – Великая Энергия. Все четыре – суть одно. (Бхайравананда «Трикасамарасья Каула». Минск. Издатель В.П. Ильин. 2003.)

227 Далай-Лама. Цитата из лекции в Сан-Хосе, 1989 г.

228 Бхайравананда «Трикасамарасья Каула» (Минск. Издатель В.П. Ильин. 2003).

 
Вы здесь  : Главная